После перезагрузки компьютера на МКС все системы работают штатно

Участники заседания обсудили проблемы образования и комплексного сопровождения детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Открывая заседание, Заместитель Председателя Правительства
Татьяна Голикова напомнила, что в 2012 году Российская Федерация ратифицировала
Конвенцию ООН о правах инвалидов. Позже Правительством был принят ряд важных
мер, направленных на улучшение условий жизни детей и взрослых с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидностью.

В частности, в 2016 году утверждена
Концепция развития ранней помощи на период до 2020 года. Этот документ призван сформировать
единые подходы для раннего выявления нарушений развития и объединить усилия
различных ведомств – здравоохранения, образования, социальной защиты – с целью
минимизировать негативные последствия для развития ребёнка.

Вице-премьер отметила,
что в течение 2017–2018 годов в 55 регионах страны приняты и реализуются
программы по развитию ранней помощи, а с 2019 года планируется начать
реализацию программ ещё в 21 регионе. По предварительным оценкам Минтруда, за 2017 год и первое полугодие
2018 года в среднем по стране раннюю помощь получили порядка 68% детей. Для
организации научно-методического сопровождения ранней помощи в течение 2017
года и первого полугодия 2018 года в 13 регионах созданы ресурсные центры, ещё
в 10 планируется их создание к середине 2019 года.

По словам Татьяны Голиковой, усилия государства в этой
сфере направлены в первую очередь на создание условий для включения людей с
инвалидностью в активную жизнь общества. В решении этой задачи ключевую роль играет
обеспечение доступа людей с инвалидностью к общему и профессиональному
образованию.

В настоящее время государственная политика в сфере
образования людей с инвалидностью формируется по двум приоритетным
направлениям: развитие системы инклюзивного образования и одновременно
поддержка и развитие существующей сети коррекционных школ и детских садов.

Как рассказала Татьяна Голикова, в 2017 году в
образовательных организациях, которые реализуют программы дошкольного
образования и осуществляют присмотр и уход за детьми, численность воспитанников
с ограничениями здоровья составила почти 500 тысяч человек, а детей с
инвалидностью – 58 тысяч. По сравнению с 2016 годом в 2017 году значительно
увеличилось количество обучающихся инклюзивно – более 276 тысяч детей против
241 тысячи детей годом ранее.

«В рамках программы “Доступная среда” в 2018 году объём
субсидий на реализацию мероприятий по созданию условий для получения детьми с
инвалидностью качественного образования составил 595 млн рублей», – сообщила вице-премьер.
Эти средства пошли на создание в образовательных организациях универсальной
безбарьерной среды. По итогам 2017 года такая среда для детей с ОВЗ и инвалидностью
была доступна в 22% российских школ (9664 организации) и в 17% дошкольных
учреждений (7086 организаций).

«Однако есть и
неудовлетворительные показатели – на начало 2017/18 учебного года более 16
тысяч детей с ограничениями здоровья и детей-инвалидов в возрасте от 7 до 18
лет не обучались в образовательных организациях», – заявила Татьяна Голикова.

При этом вице-премьер
подчеркнула, что реализации права на образование детей с инвалидностью,
проживающих в детских домах, школах-интернатах и домах-интернатах социальной
защиты, должно уделяться особое внимание.

Что касается
высшего образования людей с ОВЗ и инвалидностью, то, по словам Татьяны
Голиковой, в настоящее время функционирует сеть ресурсных учебно-методических
центров, которые призваны повысить эффективность системы сопровождения вузов в
части развития инклюзивного образования. Сейчас в России действуют 16 таких
центров.

Кроме того, создаётся
система информационной поддержки инклюзивного высшего образования. В 2016 году
начал работу портал инклюзивного высшего образования
(инклюзивноеобразование.рф). Он позволяет получать информацию о наличии условий
для образования людей с ОВЗ и инвалидностью в вузах, предоставляет консультации
по вопросам поступления и выбора направления подготовки.

Данные меры, как
отметила Татьяна Голикова, позволили увеличить количество граждан с ограниченными возможностями здоровья,
поступающих в вузы: «Так, в 2016 году на обучение по программам высшего
образования поступило 6132 человека, в 2017 году – 6928 человек, а в 2018 году
– 6976 человек».

Участники заседания
отдельно обсудили тему сопровождаемого проживания людей с инвалидностью –
стационарозамещающих технологий, направленных на комплексное содействие людям с
инвалидностью в их повседневной жизни. Такие технологии являются альтернативой
проживанию в организациях интернатного типа и позволяют добиться максимальной
самостоятельности и социализации людей с ОВЗ и инвалидностью.

Как рассказала
Татьяна Голикова, в 2017 году реализация технологий сопровождаемого проживания
инвалидов осуществлялась в 21 регионе. «По итогам проведённого анализа в I квартале 2018 года отмечается, что такие
технологии начали применять в 39 регионах, в 18 регионах проведены
подготовительные работы», – сообщила вице-премьер.

Татьяна Голикова
добавила, что с 2019 года в рамках программы «Доступная среда» предусмотрена финансовая
поддержка тех регионов, которые предложили конкретные меры по развитию системы
реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, включая сопровождаемое
проживание.

Помимо прочего, государством
реализуется комплекс мер, направленных на организацию сопровождения занятости
людей с ОВЗ и инвалидностью. «С 1 января 2019 года вводится новая
государственная услуга по организации сопровождения при содействии занятости
инвалидов», – рассказала Татьяна Голикова. «Под сопровождением в этом случае понимается
оказание индивидуальной помощи незанятому инвалиду при его трудоустройстве,
создание условий для осуществления им трудовой деятельности и ускорение его
профессиональной адаптации на рабочем месте, а также формирование пути его
передвижения до места работы и обратно и по территории организации
работодателя», – объяснила вице-премьер.

По её словам, задача
реализации региональных программ в сфере занятости людей с инвалидностью – стопроцентное
трудоустройство всех инвалидов молодого возраста, получивших образование и
нуждающихся в трудоустройстве, в кратчайшие сроки после завершения обучения.

Эта публикация на сайте Правительства