Автономное учреждение планирует проведение закупок мебели и оборудования для собственных нужд по Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. Данные сделки, учитывая начальную максимальную цену, сформированную для аукциона, являются крупными для учреждения. Закупки будут проведены путем аукциона, по результатам которого цена может быть снижена и сделка не будет крупной. В какое время учреждению необходимо получить одобрение наблюдательного совета для заключения сделки — до или после проведения аукциона?

Автономное учреждение планирует проведение закупок мебели и оборудования для собственных нужд по Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Данные сделки, учитывая начальную максимальную цену, сформированную для аукциона, являются крупными для учреждения. Закупки будут проведены путем аукциона, по результатам которого цена может быть снижена и сделка не будет крупной.
В какое время учреждению необходимо получить одобрение наблюдательного совета для заключения сделки — до или после проведения аукциона?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Одобрение крупной сделки может быть получено от наблюдательного совета автономного учреждения как до проведения аукциона, по результатам которого заключается договор о приобретении товара, так и после проведения аукциона до момента заключения договора (если после снижения начальной (максимальной) цены договор будет отвечать признакам крупной сделки). Однако во избежание возможных негативных последствий отказа в одобрении договора учреждению целесообразно обратиться к наблюдательному совету за одобрением сделки до истечения периода времени, когда оно вправе отменить определение поставщика.

Обоснование позиции:
Частью 1 ст. 15 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон N 174-ФЗ) установлено, что крупная сделка совершается с предварительного одобрения наблюдательного совета автономного учреждения. Из этой нормы следует, что сделка должна быть одобрена наблюдательным советом автономного учреждения (далее также — учреждение) до момента совершения сделки.
Договор, являющийся двух- или многосторонней сделкой (п. 1 ст. 154, п. 2 ст. 420 ГК РФ), признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта (п. 1 ст. 433 ГК РФ). При осуществлении заказчиками, обязанными руководствоваться нормами Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ), конкурентных закупок, к которым относится и аукцион (п. 1 ч. 3.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ), договор заключается по результатам конкурентной закупки, при этом он должен быть заключен не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам такой закупки (ч. 15 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ). В ч. 15 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ также указано, что в случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством РФ заключения договора этот договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты указанного одобрения.
По смыслу приведенной нормы речь идет об одобрении заключения договора с участником закупки, который был признан победителем определения поставщика (исполнителя, подрядчика) по итогам проведения закупочных процедур. Таким образом, закон допускает возможность получить от органа управления заказчика одобрение договора, заключаемого по результатам проведения аукциона, после того, как этот аукцион состоялся. Заметим, что при этом Закон N 223-ФЗ не определяет последствия отказа в одобрении заключения договора.
На наш взгляд, получить от наблюдательного совета учреждения одобрение крупной сделки целесообразно все же в период, когда заказчик может воспользоваться правом отменить конкурентную закупку, то есть до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке (ч. 5 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ). В связи с этим обратим внимание, что ст. 15 Закона N 174-ФЗ не требует при обращении к наблюдательному совету учреждения указывать другую сторону предлагаемой к одобрению сделки. В силу п. 3 ст. 157.1 ГК РФ в предварительном согласии на совершение сделки должен быть определен предмет сделки, на совершение которой дается согласие. Иных требований к содержанию такого согласия не предъявляется.
Если в рассматриваемом случае по результатам аукциона начальная (максимальная) цена договора будет снижена до предела, позволяющего не считать сделку крупной, каких-либо последствий отсутствия одобрения со стороны наблюдательного совета не возникнет, поскольку одобрение договора как крупной сделки не потребуется. Однако, если заключаемый после осуществления закупочных процедур договор будет отвечать признакам крупной сделки (например, в связи с тем, что начальная (максимальная) цена не снизится настолько, чтобы сделка не была крупной, или аукцион будет признан несостоявшимся и договор будет заключен с единственным участником закупки по начальной (максимальной) цене), отказ наблюдательного совета учреждения в одобрении крупной сделки может привести к негативным последствиям для заказчика, у которого возникнет обязанность заключить договор в срок, указанный в ч. 15 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ. Например, если заказчик при таких обстоятельствах не заключит договор с победителем аукциона, у последнего возникнет право потребовать возмещения убытков, причиненных уклонением заказчика от заключения договора (ст. 15, п. 4 ст. 445 ГК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

11 сентября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.